Настоящая AdBlue


Назад

AdBlue — реагент, который представляет собой раствор мочевины (32,5%) высочайшей степени очистки в деминерализованной воде (67,5%). Реагент AdBlue применяется в качестве добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандарта Евро4 — Евро5 (Euro4,Euro5), оснащенных системой SCR (Selective Catalytic Reduction — селективный каталитический преобразователь) для обеспечения чистоты выхлопов. SCR система состоит из катализатора, распылителя, дозатора и бака с AdBlue. Принцип действия системы AdBlue заключается в химической реакции аммиака (образуется в результате гидролиза мочевины под воздействием высоких температур) с окисью азота выхлопных газов, благодаря этому на выходе получаем безвредный азот и водяной пар. Схематично этот процесс представлен на рисунке 1.

Рис. 1

Производство жидкости AdBlue строго регламентировано Европейским советом химической промышленности CEFIC. Ассоциация Автомобильной Промышленности Германии (Verband der Automobilindustrie, сокращенно VDA) обладает авторскими правами на AdBlue (сайт http://www.vda.de). Технические условия на AdBlue определяются немецким отраслевым стандартом DIN 70070 и международным стандартом ISO 22241.

AdBlue – жидкость хоть и простая по своей химической структуре, но достаточно капризная и своевольная в применении. Дело в том, что от чистоты AdBlue зависит качество работы системы SCR и её исправность. А чистоту жидкости нарушить очень легко — достаточно хранить её в неправильной таре или использовать не предназначенные для этого шланги, краны и т.д. Будучи активным веществом, мочевина вступает в химические реакции со многими металлами и не только с ними. В рекомендациях VDA вообще упоминается только один разрешенный к применению с AdBlue металл (титан) и 7 видов пластика.

Чтобы избежать неожиданных происшествий и неприятных сюрпризов необходимо соблюдать шесть несложных правил обращения с AdBlue:

1. Сохраняйте чистоту жидкости AdBlue, для чего

  • старайтесь хранить AdBlue в фирменных емкостях, а переливать фирменным оборудованием;
  • не переливайте AdBlue в тару, для нее не предназначенную.
  • остерегайтесь попадания в бак с мочевиной посторонних жидкостей и мусора.
  • не разбавляйте AdBlue водопроводной водой.

Не соблюдение этого пункта приводит к выходу их строя системы SCR.

Важно! Дистиллированная и деминерализованная вода НЕ одно и тоже! Дистиллированная вода — очищенная вода, ПРАКТИЧЕСКИ не содержащая примесей и посторонних включений. Получают перегонкой в дистилляторах. Деминерализованная, она же деионизованная — вода, в которой не содержится ионов примесей, солей. Процесс получения деминерализованной воды многоступенчатый, одна из ступеней очистки – получение дистиллированной воды. Деминерализованная вода лишена центров кристаллизации, поэтому может быть переохлаждена ниже точки замерзания, без изменения жидкого агрегатного состояния. При производстве AdBlue используется ДЕМИНЕРАЛИЗОВАННАЯ вода. Это важное свойство очищенной воды позволяет снизить предел замерзания AdDlue на несколько градусов!

2. При доливке AdBlue, соблюдайте предельную аккуратность:

  • следите, чтобы жидкость не попала в топливный бак — это может привести к нарушениям в работе системы впрыска топлива;
  • следите, чтобы жидкость не проливалась. Внимание! Мочевина распространяется со скоростью 40 см в час в медном проводе. Именно по этому, если при заправке мочевины жидкость попадает на проводку, не смотря на то, что это за провод, его нужно сразу отрезать, а попадание раствора AdBlue на корпус модуль-насоса, к сожалению, заканчивается выходом его из строя, см. рис. 2.
  • следует тщательно ликвидировать разливы в целях предупреждения травматизма, так как поверхность разлива становится очень скользкой.
Рис. 2

3. Соблюдайте требования безопасности при обращении с AdBlue. Не смотря на то, что продукт классифицирован как безопасный согласно директиве ЕС 67/548/ EEC. Раствор мочевины AdBlue, имеет повышенный уровень щелочности pH, равный 9 (напомню, что нейтральный уровень для человека 5,5, жесткость московской воды из-под крана 7,5), поэтому:

  • следите, чтобы жидкость AdBlue не попала в органы пищеварения, это может вызвать чувство недомогания и дискомфорт. Если это произошло, необходимо прополоскать ротовую полость и запить большим количеством воды. Если чувство недомогания и дискомфорт не проходят, обратитесь к врачу;
  • не допускайте длительного контакта раствора мочевины AdBlue с кожными покровами, это может вызвать ожог. По возможности, пользуйтесь латексными перчатками.
  • берегите глаза. Непосредственное попадание AdBlue в глаза может вызвать непродолжительный дискомфорт, характеризующийся слезотечением или конъюнктивальным покраснением. В случае попадания раствора в глаза, их следует незамедлительно промыть большим количеством воды и обратиться к врачу. А лучше, работайте в защитных очках.


4. Не заменяйте AdBlue ее аналогами. Чем грозит такая замена, читайте в следующем разделе.

5. Своевременно производите дозаправку:

  • заполнять бак следует на 80%, так как при замерзании или, наоборот, повышении температуры мочевина расширяется, что может привести к повреждению целостности системы или выливанию реагента из полного бака. О последствиях писалось выше.
  • при снижении уровня AdBlue в баке ниже отметки 5%, на панели приборов загорится сигнальная лампа (символ OBD), код неисправности сохраняется в памяти электронного блока управления двигателем, а мощность двигателя будет ограничена.

Важно! Расход AdBlue в среднем составляет 1,5-2 литра на 100 километров или 15-20 литров на 1000 км. Для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро-4, примерный расход составляет 4% от количества потребляемого автомобилем топлива и около 6% для автомобилей с двигателями стандарта Евро5

6. Хранить AdBlue следует в темном помещении при температуре от 0 до +10оС. Срок хранения в этом случае может составлять 24 месяца. При этом не стоит забыть, что:

  • после оттаивания раствор AdBlue, хотя не изменит своих свойств, но срок последующего хранения у размороженной жидкости будет значительно снижен;
  • при температурах выше +40оС, мочевина начинает распадаться на аммиак и воду, что сказывается на характеристиках AdBlue и резко уменьшает срок её хранения .

«Подводные камни»

Основная проблема, связанная с эксплуатацией в России автомобилей оснащенных системой SCR, это почти отсутствие в стране лицензированных VDA предприятий по выпуску AdBlue. В России есть много предприятий, производящих удобрения, но они НЕ пригодны для производства AdBlue, технология производства Adblue и мочевины для удобрений отличается. Необходимо изменить процесс производства и довести его до требуемого уровня. Это инвестиции и немалые. Как следствие, видим у нас в продаже следующую картину:

  • AdBlue раствор низкого качества, произведенный из мочевины (марки Б) для сельскохозяйственных нужд. Последствия применения такого продукта – поломка и ремонт;
  • AdBlue раствор, соответствующий международному стандарту ISO 22241, произведенный в Европе или России. Но, с одной стороны, немалая цена, отсюда желания сэкономить и купить дешевле, с другой, не везде доступный, а значит, водитель на свой страх и риск вынужден будет брать то, что есть под рукой. Вот такой вот замкнутый круг.

К этому добавляем, риск поломки от использования поддельного раствора AdBlue, речь о котором пойдет в следующем разделе, качество российского дизельного топлива (ссылка), получаем не очень приятную картину, которая наводит на мысль.… Но отключать систему SCR или не отключать, решать Вам, взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ»

Но если, вдруг, Вы все же решите это сделать, выбирайте проверенные решения и доверяйте свой автомобиль в надежные руки. Звоните
+7 (999) 833-77-19
+ 7(905) 773-77-79
или оставляйте заявку на обратный звонок в форме заказа на сайте
И мы Вам обязательно поможем.
С уважением, коллектив АвтоЭлектроКонсалтинг.


Назад